Анализ мер государственной поддержки АПК: мнение эксперта

Анализ мер государственной поддержки АПК: мнение эксперта

Ольга Башмачникова, вице-президент АККОР, приняла участие в парламентских слушаниях на тему «О совершенствовании механизмов государственной поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации», состоявшихся в Совете Федерации 15 февраля 2018 года. Она выступила с докладом «Смещение акцентов государственной поддержки АПК в современных условиях»

Уважаемые читатели! Предлагаем вам ознакомиться с очень интересным и информативным докладом Ольги Башмачниковой, вице-президента АККОР. Уверены, что вы найдете в нем очень много полезной информации для размышления и выводов.

Доклад Ольги Башмачниковой, вице-президента АККОР

«Недавно, выступая на съезде Единой России, В.В.Путин сказал:

«Перед нами – масштабные задачи: мы должны построить инновационную экономику, укрепить демократические институты. Но, если мы действительно хотим добиться успеха, в центре нашего внимания должен быть человек! Российские семьи должны чувствовать позитивные перемены в своей жизни – в этом главный смысл и цель всей нашей работы, и только тогда мы сможем рассчитывать на поддержку людей».

Считаем, данное высказывание – это, прежде всего, посыл на развитие малого бизнеса и формирование среднего класса. В АПК роль и значение малого бизнеса высоки как нигде в связи с необходимостью диверсификации производственных рисков, производства экологически чистой продукции, а также решении задачи по остановке депопуляции сельских территорий.

Однако, сегодня в сельском хозяйстве 92% прибыли приходится лишь на 18% сельхозорганизаций, и эта прибыль получена, в том числе благодаря беспрецедентным мерам государственной поддержки. Фактически, приоритеты государственной поддержки не служат задаче создания прибыли для большого количества российских семей, проживающих в сельской местности.

В материалах Доклада Всемирного банка «Меры государственной политики России для обеспечения конкурентоспособности агропродовольственного сектора и привлечения инвестиций» приводятся следующие аналитические выводы.

1. В России только отдельные хозяйства имеют высокие показатели производительности труда – те, кто имеет доступ к средствам поддержки, дешевым кредитам и высоким технологиям сельскохозяйственных услуг.

2. Отличительной чертой государственной поддержки в России является тот факт, что государственные субсидии в большей степени направлены на создание благоприятных условий для небольшого количества предприятий частного бизнеса в ущерб создания так называемых общественных благ или возможностей развития для большого количества субъектов деятельности. И в этом кардинальное отличие России от других стран.

Действительно, если только 2,7% фермеров получают льготные кредиты, невозможно говорить о доступности инвестиций в технологии – доступ к капиталу у основной категории малых производителей отсутствует. Они не доходят до банков, и эта проблема носит системный характер, связана с регулированием банковской деятельности со стороны Центрального банка, а также отсутствием у коммерческих банков мотивации на работу с мелким кредитом. Сегодняшние имеющиеся финансовые институты на работу с данным сегментом не настроены. Пожалуй, можно выделить АО Росагролизинг как компанию, настроенную на трансфер технологии субъектам малого предпринимательства. Они действительно это делают.

На наш взгляд возможны следующие решения по улучшению доступа мелких производителей к финансовому рынку:

1. Создание специальных фондов поддержки малого бизнеса в АПК – настроенных на инвестирование в микро- и малые предприятия сельского хозяйства.

Данные фонды должны специализироваться на финансировании проектов расширения производственной базы небольших фермерских хозяйств, которые хотят развиваться, но не смогут получить кредит в банке по требованиям к залогу и уровню доходов.

2. Развитие института кредитной кооперации, решающего задачу пополнения оборотного капитала. Здесь в краткосрочном режиме можно говорить о необходимости распространения механизма льготного кредитования на сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы, а также снижение к ним требований ЦБ РФ.

3. Развитие льготного лизинга техники, оборудования и сельхозживотных.

4. Снижение требований ЦБ к кредитам коммерческих банков до 10 млн. рублей.

Хочется отметить. Меры государственной поддержки должны предусматривать создание или настройку имеющихся институтов на соответствующую цель – доступ к рынку капитала той категории предпринимателей, которые сегодня его не имеют.

Помимо обеспечения доступа к капиталу, на что еще должны быть направлены акценты государственной поддержки.

  • стимулирование увеличения количества субъектов предпринимательства, создание новых бизнесов, новых семейных ферм.

Эту задачу возможно решить за счет обеспечения доступа к земельным, заемным ресурсам, средствам грантовой поддержки. И здесь мы должны говорить о комплексных, пакетных решениях. Получатели грантовой поддержки по направлениям программам НФ, СЖФ и СПК должны быть априори обеспечены кредитами и землей. Однако в настоящее время мы не можем этого констатировать в полной мере – и об этом неоднократно говорилось на проводимых в МСХ РФ видеоконференциях. Значит, эффект от господдержки не полный и точно не мультипликативный. После того как мы сможем добиться комплексных решений, необходимо ставить вопрос о значительном увеличении в разы средств государственной поддержки, выделяемой на гранты в рамках действующих программ.

  • Государственная поддержка должна обеспечить повышение доходности существующих малых бизнесов.

Поддержание доходности существующих бизнесов – это наиважнейшая задача. По данным за 2017 год при создании 23 тысяч новых фермерских хозяйств в год, 33 тысячи из бизнеса выбыло. Продолжается устойчивый тренд по снижению количества КФХ.

По итогам Всероссийской сельхозпереписи с 2006 года произошло сокращение фермерских хозяйств на 110 тысяч. Прирост площадей, поголовья скота в фермерском секторе – это происходит в основном за счет крепких устоявшихся хозяйств. Мелкие фермы, не имеющие достаточного капитала для развития, уходят из бизнеса, а ведь этого можно был бы избежать при создании определенных условий. Мы бы тогда не теряли по 30 тысяч хозяйств в
год, а при создаваемых 20 тысячах новых предпринимателей, получили бы прирост в 50 тысяч семейных ферм в год – за 10 лет – это полмиллиона.

  • Развитие профессионального консультирования малых производителей доступного в каждом муниципальном районе.

Еще одна выдержка из отчета Всемирного банка – малые хозяйства не имеют консультационной службы, через которую идет трансляция технологий – а это те задачи, которые решены во все странах и на решение которых Правительство выделяет серьезные ресурсы.

  • Государственная поддержка доходности субъектов предпринимательства, попавших в трудную финансовую ситуацию

Для этой цели в Германии существуют отдельные кредитные продукты под гарантию правительства и близкие к нулевой ставке. У нас такие предприниматели лишаются возможности получения не только льготных, но и коммерческих кредитов. На них распространяются штрафные санкции банков при снижении выручки на счете. Т.е. финансовые институты не поддерживают жизнеспособность реального сектора экономики.

  • Меры государственной поддержки должны стимулировать те возникающие на всех этапах цепочек движения продукции от поля до прилавка модели хозяйственного взаимодействия производителей сельхозпродукции (ЛПХ, КФХ, СПоК, СХО, холдингов, перерабатывающих предприятий), которые позволяют малым производителям встроиться в рынок и оставаться доходными и конкурентоспособными. Здесь речь идет об эффективных интеграционных моделях и развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации.

В Китае в 90 годы, когда фермеры столкнулись с проблемой вывода продукции на рынок, было принято решение — финансовая поддержка перерабатывающих предприятий государством осуществлялась только при условии их согласия напрямую поддерживать ассоциации фермеров, поставляющие им сырье. Нам важно идти этим же путем.

Современная экономическая теория опирается на новую терминологию «воспитательный протекционизм» или «экономика подталкивания». Государство решает задачи по ускорению тех или иных процессов в экономике, может предпринимать «попытки подталкивать» субъектов рыночных отношений к выбору, который повысит их совокупную эффективность в долгосрочном периоде.

«Воспитательный протекционизм» основывается на принятии государством и реализации временных дополнительных мер государственного регулирования и поддержки, полезен не только для обеспечения перехода на новый производственно-технологический уровень, но и на выстраивании желательных хозяйственных связей, способствующих закреплению на селе большего количества семей, вовлеченных в процесс сельскохозяйственного производства.

На экономическом Международном форуме в Давосе со стороны России были сделаны определенные заявления. В частности, вице-премьер Аркадий Дворкович в своем выступлении отметил, «нам удалось решить задачи макроэкономического уровня и теперь мы перейдем к решению непосредственно экономических задач и развития экономики внутри страны». Считаем, предложенные меры вписываются в данное заявление. (Источник: пресс-служба Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР)).

Государственная поддержка агропромышленного комплекса необходима

Котова Людмила Геннадьевна, зам. директора по научной и учебной работе АНО ДПО «Пензенский институт открытого образования», преподаватель-консультант, аспирант кафедры «Экономика и управление народным хозяйством» (по отраслям и сферам деятельности), Пензенский государственный университет, Россия

Читать ещё  Особенности выращивания энотеры в саду

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

В современной экономической ситуации проблемы агропромышленного комплекса не могут быть решены сельскохозяйственными производителями самостоятельно. Рынок производства сельхозпродукции не является самодостаточным и не может существовать без государственной поддержки. Это подтверждается как зарубежной, так и отечественной практикой.

Государственная поддержка – это система мер финансового, экономического и управленческого воздействия, обеспечивающая эффективное функционирование сельского хозяйства. Влияние государства на развитие агропромышленного комплекса осуществляется через множество инструментов. К их числу относятся все формы бюджетных расходов, предусмотренных бюджетами различных уровней. Вместе с тем существуют и другие ресурсы, косвенно используемые государством для поддержки аграрного сектора: налогообложение, страхование, ценообразование, система распределения и перераспределения доходов и т.д. [3].

Сейчас государственная поддержка аграрной сферы России в расходах федерального бюджета составляет лишь 1%, а в 1990 г. она достигала 15 %. При этом 65-80% бюджетной поддержки АПК России осуществляется за счет региональных бюджетов. В результате уровень этой поддержки стал определяться особенностями и экономическим положением конкретного региона.

Агропромышленный комплекс Пензенской области (АПК) представлен совокупностью отраслей экономики, обеспечивающих производство сельскохозяйственной продукции, ее переработку и выпуск продуктов питания, а также их реализацию потребителям. АПК занимает одно из ведущих мест среди отраслей материального производства области. В нем производится около одной пятой части валовой региональной продукции. От его состояния зависит продовольственная самодостаточность и социальное развитие села.

Проблемы развития сельского хозяйства Пензенской области в целом аналогичны основным проблемам других регионов страны. Это и отсутствие оборотных средств, и старение населения и вытекающая отсюда кадровая проблема, и низкий уровень заработной платы (в 2007 г. в АПК составила 4300 руб.), и диспаритет цен, и слабая конкурентоспособность отечественных предприятий.

На микроуровне нами были исследованы три хозяйства Пензенской области: СОПК «Земетчинское РАО», ТНВ «Вирга», СПК «Новый».

Анализ СОПК «Земетчинское РАО» показал, что размер государственной помощи предприятию обратно пропорционален результатам его экономической деятельности. В настоящее время предприятие находится в сложном положении. Перед ним стоит целый ряд проблем. Налицо высокая текучесть кадров, во многом связанная со снижением заработной платы работников, что в свою очередь приводит к снижению материальных затрат на производство основных видов продукции и как следствие – снижению прибыли предприятия.

Себестоимость продукции растет более быстрыми темпами, чем доход предприятия. Во многом это связано с изменениями в кадровом составе СОПК «Земетчинское РАО». Не последнюю роль играли и погодно-климатические условия. В 2004 г. на возмещение убытков от чрезвычайных ситуаций государством было выделено 136 тыс. руб., в 2006 г. – 457 тыс. руб.

На рост себестоимости продукции так же оказало влияние и сокращение машинотракторного парка предприятия. Большинство техники в СОПК «Земетчинское РАО» уже выработало свой ресурс, а отсутствие финансовых средств не позволяет обновить технический парк предприятия.

Государственная помощь в СОПК «Земетчинское РАО» за исследуемый период субсидии шли по статьям:

‑ на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам;

‑ на компенсацию части затрат на приобретение удобрений и средств защиты растений, агрохимическую мелиорацию почв;

‑ на приобретение дизельного топлива;

‑ на возмещение убытков от чрезвычайных ситуаций.

То есть напрямую это не касалось тех проблем, которые в данный момент имеют наибольшую важность для предприятия. Большинство из финансируемых государством статей не позволяют планировать работы на длительную перспективу.

Анализ ТНВ «Вирга» показал, что государственная помощь, предоставленная предприятию, не оказала значительного влияния на его экономическую деятельность. О проблемах в хозяйстве говорит стабильная за 2004-2006 гг. текучесть кадров, невысокая скорость роста чистой прибыли в исследуемый период, отсутствие положительной динамики в плане обновления автотракторного парка предприятия, низкая заработная плата работников хозяйства и т.д.

Наличие этих отрицательных факторов в деятельности ТНВ «Вирга» не позволяют предприятию добиваться высоких результатов.

Что касается СПК «Новый», государственной помощи предприятие получало явно недостаточно, что сказалось на всех показателях хозяйственной деятельности. В частности, налицо: текучесть кадров, и, как следствие, качественное снижение кадрового состава предприятия, а это привело к росту себестоимости всей продукции, к уменьшению машинно-тракторного парка предприятия, что так же отражается на себестоимости продукции.

Государственная помощь за исследуемый период позволяла существовать СПК «Новый», но не давала возможности интенсивно развивать производство. Фактически шло латание дыр. Это не могло не сказаться отрицательно на деятельности предприятия. В течение исследуемого периода СПК не имело прибыли. Причем год от года убытки имели тенденцию к росту.

В настоящее время происходит потеря экономически изолированными предприятиями дополнительных возможностей и выгод, связанных с партнерским и групповым взаимодействием. Сейчас СПК «Новый» находится в стадии банкротства.

Таким образом, необходимо учитывать, что многие сельскохозяйственные предприятия Пензенской области убыточны. В настоящее время насчитывается всего 20% финансово устойчивых хозяйств. Как правило, эти предприятия еще в «период застоя» имели развитую материально-техническую базу, кадровый потенциал, быстро адаптировались к современному рынку, создали разветвленную торговую сеть.

На эти 20% хозяйств приходится 70% субсидий. Это связано с тем, что пользоваться теми или иными формами субсидирования могут только прибыльные, динамично развивающиеся хозяйства. Так, средства льготного кредитования и лизингового фонда направляются преимущественно в развитые хозяйства, способные обеспечить их возврат.

Компенсацию части затрат на приобретение удобрений и средств защиты растений получают только сильные хозяйства. Дотации на животноводческую продукцию, производимую регионами, дифференцируются в зависимости от уровня продуктивности животных, который, естественно, более высокий в экономически устойчивых хозяйствах. [1]

В ходе исследования выявлены и систематизированы факторы, сдерживающие развитие сельскохозяйственных предприятий.

Во-первых, факторы трудовой сферы: сокращение численности работников, ограниченное количество курсов переподготовки работников АПК, сокращение выпуска специалистов с высшим и средне-специальным аграрным образованием, низкая мотивация персонала, снижение интеллектуального потенциала.

Во-вторых, факторы производственного потенциала: изношенность технических средств, отсутствие четкой ориентации в производстве продукции, высокие цены на технику и энергоносители, слабая сырьевая база, сокращение объемов производства продукции, низкий уровень инфраструктурного обеспечения.

В-третьих, государственное регулирование сельского хозяйства: слабая законодательная база, низкие цены на сельскохозяйственную продукцию, недостаточный уровень государственного регулирования, неэффективная налоговая система, нестабильный региональный продовольственный рынок, слабые кредитование и формы поддержки [2].

В декабре 2006 г. принят федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», в котором предусмотрено значительное увеличение объемы государственной поддержки аграрной сферы. В этом законе разработаны единые нормативы для всей России. Однако в пределах страны (как и внутри области) существует резкая дифференциация в природно-климатических, демографических, социальных ресурсах. В этих условиях необходим системный подход к разработке дифференцированных нормативов субсидий с учетом вышеперечисленных различий. Тогда средние и слабые хозяйства, используя поддержку государства, получат шансы на получение средств для сохранения и развития своего потенциала.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

1. Беспахотный Г., Барышников Н. Федеральный фонд поддержки необходим // АПК : экономика, управление. – 2007. — №1. — С.14-16

2. Куракин С. Стратегическое развитие сельхозпредприятий в условиях аграрного реформирования // АПК : экономика, управление. – 2007. — №9. — С. 69-70

3. Матвеев И., Захарова В. Государственная поддержка сельского хозяйства в регионе // АПК : экономика, управление. – 2007. — №9. — С. 35-37

Опубликовано в журнале


Российское предпринимательство
Индексируется РИНЦ
Импакт-фактор РИНЦ: 0,509

Правительство России

О решениях по итогам совещания о поддержке агропромышленного комплекса

Дмитрий Медведев провел совещание 7 февраля 2018 года. По итогам приняты, в частности, следующие решения и даны поручения (резолюция от 7 февраля 2018 года №ДМ-П11-5пр):

Минсельхозу России (А.Н.Ткачёву) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также отраслевых союзов (ассоциаций) представить до 13 марта 2018 года в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию механизмов государственной поддержки агропромышленного комплекса, в том числе в части предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, субсидий на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, а также в части повышения роли субъектов Российской Федерации при реализации указанных механизмов.

Читать ещё  Как сделать разнообразные кормушки для уток своими руками

Минсельхозу России (А.Н.Ткачёву) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием отраслевых союзов (ассоциаций) представить до 26 февраля 2018 года в Правительство Российской Федерации предложения по перспективам развития отраслей сельского хозяйства на 10–15-летний период, в том числе предусматривающие меры тарифного регулирования и поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции.

Минсельхозу России (А.Н.Ткачёву), Минфину России (А.Г.Силуанову), Минэкономразвития России (М.С.Орешкину) совместно с Банком России и кредитными организациями, финансирующими агропромышленный комплекс, рассмотреть возможность:

  • расширения круга российских кредитных организаций – уполномоченных банков по кредитованию предприятий агропромышленного комплекса по льготной ставке;
  • перевода инвестиционных кредитов, полученных по коммерческой ставке сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и её реализацию, на льготную процентную ставку;
  • предоставления кредитов на льготных условиях заёмщикам, имеющим неисполненные обязательства по уплате налогов и сборов;
  • снижения процентной ставки по льготным краткосрочным и льготным инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и её реализацию.

Соответствующие предложения до 12 марта 2018 года представить в Правительство Российской Федерации.

Минэкономразвития России (М.С.Орешкину), Минфину России (А.Г.Силуанову), Минсельхозу России (А.Н.Ткачёву) совместно с АО «Корпорация МСП» и органами государственной власти субъектов Российской Федерации проработать вопрос о поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, относящихся к малым формам хозяйствования, у которых были изъяты сельскохозяйственные животные и (или) продукты животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных и которые планируют начать предпринимательскую деятельность, не связанную с сельскохозяйственным производством, в рамках государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

О результатах до 24 мая 2018 года доложить в Правительство Российской Федерации.

Минфину России (А.Г.Силуанову), Минэкономразвития России (М.С.Орешкину), ФАС России (И.Ю.Артемьеву) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти дополнительно проработать проекты федеральных законов, направленных на введение механизма специальных инвестиционных контрактов в различных отраслях экономики, на предмет сопоставления положительных эффектов от реализации указанного механизма с рисками ограничения конкуренции.

О результатах до 26 февраля 2018 года доложить в Правительство Российской Федерации.

Минпромторгу России (Д.В.Мантурову), Минсельхозу России (А.Н.Ткачёву), Минэкономразвития России (М.С.Орешкину), Минфину России (А.Г.Силуанову) с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и отраслевых союзов (ассоциаций) проработать вопрос о государственной поддержке высокотехнологичных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе за счёт средств Фонда развития промышленности.

О результатах до 15 марта 2018 года доложить в Правительство Российской Федерации.

Минсельхозу России (А.Н.Ткачёву), Минэнерго России (А.В.Новаку) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ПАО «Газпром» и организациями электроэнергетики проработать вопрос присоединения новых инвестиционных проектов в сфере агропромышленного комплекса к объектам инфраструктуры и до 16 апреля 2018 года представить согласованные предложения в Правительство Российской Федерации.

Минфину России (А.Г.Силуанову), Минсельхозу России (А.Н.Ткачёву), Минэкономразвития России (М.С.Орешкину) при подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. №362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»» предусмотреть дополнительное выделение средств федерального бюджета в размере до 30 млрд рублей на реализацию в 2018 году мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы.

Минсельхозу России (А.Н.Ткачёву), Минфину России (А.Г.Силуанову) внести в Правительство Российской Федерации проекты актов Правительства Российской Федерации о выделении 7 млрд рублей из резервного фонда Правительства Российской Федерации на реализацию отдельных мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, в том числе 5 млрд рублей на предоставление субсидий юридическим лицам на возмещение части прямых понесённых затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса.

Минфину России (А.Г.Силуанову), Минсельхозу России (А.Н.Ткачёву) обеспечить сохранение объёмов государственной поддержки агропромышленного комплекса не ниже уровня государственной поддержки в 2017 году (согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»), в том числе размера субсидий субъектам Российской Федерации, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий, начисленных по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и (или) животноводства, а также субсидий производителям сельскохозяйственной техники.

Актуальные направления и меры государственной поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации

Рубрика: 8. Мировая экономика

Дата публикации: 13.11.2018

Статья просмотрена: 560 раз

Библиографическое описание:

Шевченко А. В., Бабанов А. Б. Актуальные направления и меры государственной поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 18-21. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/317/14654/ (дата обращения: 21.07.2019).

В статье рассматриваются основные направления государственной поддержки агропромышленного комплекса России, анализируются объемы финансирования и распределения средств по каждому из направлений.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, государственная поддержка, финансирование, инвестиции, инновационное развитие.

Агропромышленный комплекс (АПК) является важнейшим сектором экономики Российской Федерации. В этой области производства главный принцип свободного рынка, а именно, соотношение спроса и предложения дополняется активным государственным регулированием и поддержкой.

Государственная поддержка агропромышленного комплекса, осуществляемая в настоящее время в большей степени в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы в форме предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации разделятся на следующие основные направления:

  1. Развитие отраслей агропромышленного комплекса;
  2. Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе;
  3. Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие;
  4. Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России;
  5. Устойчивое развитие сельских территорий [1].

Каким образом расставлены приоритеты при проведении процедуры распределения объемов финансирования данных направлений, наглядно демонстрирует Таблица 1.

Распределение объемов финансирования основных направлений государственной поддержки АПК Российской Федерации [2]

Направление государственной поддержки

Предусмотрено в 2018г. тыс. руб.

Всего

Вт.ч. за счет средств бюджета

Федерального

Субъектов

Развитие отраслей агропромышленного комплекса

146 607 776

116 620 868

29 986 908

Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области

Повышение продуктивности в молочном скотоводстве

Содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного

комплекса («Единая субсидия»)

Стимулирование инвестиционной деятельности

48 868 322

40 971 097

7 897 225

Поддержка инвестиционного кредитования в агропромышленном комплексе

Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения

10 205 153

8 398 826

1 806 327

Устойчивое развитие сельских территорий

21 225 967

13 937 322

7 288 645

Субсидии на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе

молодых семей и молодых специалистов

Субсидии на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности — на развитие водоснабжения и (или) газификации

Субсидии на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности — на развитие сети общеобразовательных организаций

Субсидии на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности — на развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики

Субсидии на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности — на развитие сети плоскостных спортивных сооружений

Субсидии на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности — на реализацию проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку

Субсидии на грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности

Всего

226 907 218

179 928 112

46 979 105

Анализ вышеизложенных данных позволяет сделать вывод о высокой заинтересованности государства в развитии отраслей агропромышленного комплекса, в том числе, с помощью привлечения инвестиционного кредитования, которое выступает на сегодняшний день в качестве важнейшего рычага развития внутреннего потенциала регионов.

Важно отметить, что привлечение инвестиций способствует также развитию интегрированных структур агропромышленного комплекса, их создание — единственный способ обеспечения паритета экономических отношений сельскохозяйственных товаропроизводителей, как фундамента всей экономики, со своими партнёрами: предприятиями перерабатывающей промышленности, обслуживающей деятельности и сферы реализации.

Читать ещё  Особенности выращивания дейции: правила посадки и ухода

Характеристика основных интеграционных объединений в агропромышленном комплексе на сегодняшний день представлена в Таблице 2.

Основные формы интеграции вагропромышленном комплексе [3]

Интегрированная структура

Сущность

Особенности

комплектующих, специализированных производственных и

сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных

организаций, связанных отношениями территориальной близости

и функциональной зависимости в сфере производства и реализации

товаров и услуг

Узкая специализация, децентрализация, наличие

как формального органа

единого устава, главной формой взаимодействия

(управляющей) компании и

контролируемых ею дочерних предприятий, осуществляющих

сельскохозяйственную деятельность и деятельность по реализации сельхозпродукции.

Жесткая централизация, наличие единого органа управления (совета

директоров) и организационно-правовой формы; научные разработки

осуществляются исключительно по направлениям хозяйственной деятельности.

Агротехнопарк — это организация,

консолидирующая результаты работы НИИ, вузов, деловых площадок, сельскохозяйственных, производственных и перерабатывающих

предприятий АПК и выставочных центров, специализирующихся на

разработке, апробации и внедрении в собственное производство

или коммерциализации инновационных продуктов и технологий.

Создается на добровольной основе исходя из интересов участников;

направлен на разработку

осуществлять их поиск и

работу с ними, повышение наукоемкости АПК; имеет устав, единые формы отчетности и органы управления; управляется

(общим собранием участников); направления деятельности не ограничены в пределах АПК (не имеет

не имеет ограничений по

локализован в пределах

С 2018 года госпрограмма развития сельского хозяйства переведена на проектное управление. За счет этого государство намерено уйти от большого числа «размытых» целевых индикаторов и обеспечить эффективное использование средств на достижение приоритетных целей. Их пять:

‒ обеспечение продовольственной безопасности;

‒ увеличение добавленной стоимости в АПК;

‒ повышение темпов роста экспорта продукции АПК;

‒ увеличение инвестиций в сельское хозяйство и объема располагаемых ресурсов домашних хозяйств в сельской местности.

На сегодняшний день для реализации одобрено четыре стратегических проекта. В соответствии с этим, в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы (далее Госпрограмма) вносятся изменения, отражающие новые приоритетные проекты в программе и новые бюджеты. Приоритетными стали проекты «Экспорт продукции АПК», «Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе» и «Техническая модернизация агропромышленного комплекса» [4].

В Госпрограмму также включены разделы, отражающие сводную информацию по опережающему развитию приоритетных территорий. Также с 1 января 2018 года федеральные целевые программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014–2020 годы» и «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» интегрируются в Госпрограмму в качестве ее подпрограмм. Оценка эффективности реализации Госпрограммы будет производиться ежегодно на основе использования системы показателей и индикаторов.

Уже сегодня реализация государственных программ поддержки агропромышленного комплекса дает положительные результаты, так, по данным Министерства сельского хозяйства РФ, экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в январе-августе 2018 года составил 15401,1 млн. долл. США, что на 28,9 % больше, чем в 2017 году. Увеличились объемы экспорта пшеницы (в 1,7 раза). В товарной структуре экспорта доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья увеличилась на 0,1 процентных пункта и составила 5,4 % [5].

Госпрограмма по сельскому хозяйству до 2025 года: коротко о главном

Минсельхоз России принял решение продлить срок реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на период до 2025 года. Ранее предполагалось, что ведомство приступит к разработке новой программы, которая начнется с 2020 года.

Milknews ознакомился с проектом ( в 823 страницы), “удлиняющим” действующую госпрограмму, и рассказывает, какие новые приоритеты появились в «новом» старом документе.

Много денег

Если мы посмотрим на общий объем финансирования госпрограммы за весь период, то он составит 4 193,8 млрд рублей, в том числе за счет федерального бюджета – 3 417,4 млрд рублей. Получается, что ежегодно новая команда Минсельхоза планирует выделять около 500 млрд руб на развития АПК.

В проекте бюджета, о котором мы уже рассказывали вчера, ассигнования на Программу развития сельского хозяйства будут уменьшаться от года к году: в 2019 году они составят 241 446,3 млн рублей, в 2020 году — 241 630,2 млн рублей, в 2021 году — 229 412,1 млн рублей.

Однако представители Минсельхоза уже заявляли, что согласовали с Минфином увеличение средств через дополнительные ассигнования.

Как говорится в пояснительной записке, бюджет на 2022-2025 годы рассчитан в соответствии с протоколом Правительства от 28 ноября 2017 г. — за исключением федерального проекта «Экспорт продукции АПК» (исходя из объема экспорта продукции агропромышленного комплекса в размере $45 млрд), ведомственной программы «Развитие мелиоративного комплекса России» и ведомственных целевых программ «Устойчивое развитие сельских территорий» и «Научно-техническое обеспечение развития отраслей агропромышленного комплекса». С учетом дополнительных средств был рассчитан целевой сценарий, помимо базового.

Новый проектный метод

Несмотря на то, что в госпрограмме не изменилась суть, и главное — не изменились меры господдержки для молочников, сам подход изменился. Как и планировалось ранее, Минсельхоз перешел к проектному методу.

В проектную часть Госпрограммы включены:

    • федеральный проект «Экспорт продукции АПК»;
    • федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и сельскохозяйственной кооперации»;
    • ведомственный проект «Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (проект «Развитие отраслей АПК»);
    • ведомственный проект «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе» (проект «Стимулирование инвестдеятельности»);
    • ведомственный проект «Техническая модернизация агропромышленного комплекса» (проект «Техническая модернизация АПК»);
    • ведомственная программа «Развитие мелиоративного комплекса России»;
    • ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство».

  • Поддержка молочной отрасли будет относиться к двум проектам: «Развитие отраслей АПК» и «Стимулирование инвестдеятельности». Несвязанную поддержку на гектар, субсидии на повышение продуктивности, содействие достижению целевых показателей региональных программ выделят в рамках первого проекта, возмещение части процентной ставки по инвесткредитам, взятым на развитие АПК до 2017 г., компенсация части прямых понесенных затрат и льготное кредитование предприятий АПК — в рамках второго.

    Соответственно, если нужно будет больше денег на субсидии, планируется докапитализировать Россельхозбанк и Росагролизинг.

    Не только проекты, но и процессы

    Помимо перечисленных проектов, в программе есть второй большой блок — процессный.

    К процессной части Госпрограммы отнесены ведомственные целевые программы:

      • «Устойчивое развитие сельских территорий» — про рост уровня жизни на селе, строительство инфраструктуры, дорог, школ и тд.
      • «Обеспечение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса» — про регулирование рынков, засухи и неурожаи, информсистемы и тд
      • «Организация ветеринарного и фитосанитарного надзора» — про АЧС, повышение качества и безопасности продукции животного происхождения и тд.
      • «Научно-техническое обеспечение развития отраслей агропромышленного комплекса» — про генетику и селекцию в растениеводстве
      • «Реализация функций аппарата ответственного исполнителя Государственной программы», направленное на обеспечение деятельности центрального аппарата Минсельхоза России.

      К госпрограмме прилагается перечень объектов капстроительства и список прикладных научных исследований и экспериментальных разработок.

      Отдельное внимание — мелиорации

      Восстановлению и строительству мелиоративных систем в Госпрограмме будет уделяться очень много внимания.

      Планируется включить в документа отдельную ведомственную программу «Развитие мелиоративного комплекса России», в рамках которой расписаны подробно все объекты, которые должны быть построены или реконструированы (это занимает из 800 страниц программы чуть ли не треть).

      В состав указанной программы входят:

        • ведомственный проект «Строительство и реконструкция объектов мелиоративного комплекса государственной собственности Российской Федерации»;
        • ведомственный проект «Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ»;
        • ведомственный проект «Поддержка реализации государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации в области мелиорации»;
        • мероприятие «Поддержание мелиоративного комплекса государственной собственности Российской Федерации в нормативном состоянии, включая техническое оснащение организаций в области мелиорации, предупреждение чрезвычайных ситуаций, противопаводковые мероприятия, капитальный ремонт мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и насосных станций».

        Что еще важно знать?

        На самом деле есть всего несколько фактов, о которых важно знать:
        — в новой госпрограмме сохранили все виды поддержки;
        — в ней сохранены особые налоговые режимы в отношении сельхозтоваропроизводителей;
        — приоритетные территории — Арктика (внезапно), Нечерноземье.

        Напоминаем, что проект программы еще не утвержден и проходит процедуры согласования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector