Знакомимся с съедобными видами грибов

Знакомимся с съедобными видами грибов

В природе растёт огромное количество грибов съедобных и несъедобных. Съедобные можно употреблять в пищу, при этом не рискуя здоровьем. Они отличаются от несъедобных формой, цветом и строением гименофора. Рассмотрим, какие бывают грибы, и предоставим фото с названиями.

Маслята

Одни из самых известных съедобных грибов – маслята. Это трубчатые грибы, которые относятся к роду болетовые. Распознают их по маслянистой и скользкой шляпке.

Она может быть как плоская, так и выпуклая. Кожица легко снимается. Под шляпкой имеются покрывала, которые образовывают кольцо. Этот гриб насчитывает более 40 представителей. Растёт в России, Австралии, Африке, в местах с умеренным климатом. У нас встречается чаще всего маслёнок обыкновенный или осенний. Узнайте о пользе маслят и способах приготовления их на зиму. У него полушаровидная шляпка, которая имеет бугорок в центре. Мякоть желтоватого цвета, сочная и мягкая. Ножка цилиндрической формы, сплошная, гладкая или зернистая, высотой 11 см, а диаметр 3 см. Споровый порошок может иметь цвет всех жёлтых оттенков.

Важно! Каждый съедобный гриб имеет ядовитого двойника. Поэтому нужно быть очень аккуратным и внимательным при сборе грибов.

Грузди

Грузди — семейство сыроежковые. Шляпка очень плотная, её диаметр может достигать 20 см. Вначале она плоско-выпуклая, а потом приобретает воронковидную форму с завёрнутым краем внутрь. Кожица мокрая, слизистая, может быть желтоватого цвета или молочно-белого. Ножка у груздя полая, цилиндрическая и гладкая, высотой до 7 см и до 5 см в диаметре. На ней иногда бывают жёлтые пятна или ямки. У этого гриба мякоть плотная, белого цвета, имеет характерный запах, похожий на запах фруктов. Вам будет интересно узнать: как заготовить грузди на зиму.

Краснушки

Этот вид грибов, как и грузди, относится к семейству сыроежковые. Шляпка у краснушки плотная, но ломкая. Вначале выпуклая, а затем приобретает плоскую форму и немного вдавленную. Диаметр у неё может быть до 7 см. Гладкая или слегка морщинистая матовая кожица имеет коричневый цвет. У хрупкой мякоти неприятный запах, напоминающий запах резины или раздавленного клопа.

Вкус горький. Если её надрезать, то выделится водянисто-белый млечный сок. Вкус у гриба сначала сладкий, но потом отдаёт горечью.

У краснушки пластинки частые и узкие. Они белого цвета, но с возрастом изменяются до светло-коричневых с розовым оттенком. У данного гриба цилиндрическая и суженная у основания ножка, имеющая диаметр 1,5 см и высоту до 7 см. На ней находятся продольные ворсистые полоски.

Моховики

Такой вид трубчатых грибов относится к семейству болетовые. Название этих грибов появилось из-за частого произрастания во мху. Они имеют сухую, немного бархатистую шляпку.

А у некоторых видов она клейкая при влажной погоде. Когда гриб стареет, на кожице появляются трещины. У моховиков жёлтая, белая или красная мякоть, иногда синеющая на разрезе. Трубчатый гименофор, который спускается по ножке, может быть жёлтого или красного цвета, иногда зеленоватого. У трубочек широкие поры. Ножка может быть как гладкая, так и морщинистая. Вольва и кольцо у этого вида грибов отсутствуют.

Важно! Никогда не покупайте сушеные грибы. После термической обработки даже специалист-миколог не сможет идентифицировать их.

Опята

Опята относятся к семейству физалакриевые. У шляпки диаметр 3-10 см. Вначале она выпуклая, а затем становится плоской, имеет волнистые края. Цвет кожицы может быть разный: от коричневого до зеленоватого. В центре цвет темнее. На поверхности могут быть редкие светлые чешуйки, которые с возрастом иногда исчезают. У молодых шляпок мякоть плотная, беловатая, а в ножках волокнистая. Ознакомьтесь с видами съедобных и несъедобных опят. Когда гриб становится старше, мякоть шляпок делается тонкой, а на ножках грубеет. Запах у них приятный. У опят пластинки редкие, обычно приросшие к ножке.

У молодых грибов они белого или бежевого цвета. Когда гриб созревает, они меняют цвет до розово-коричневого. Иногда на них появляются бурые пятна. У ножек опят светлый жёлто-коричневый цвет, а нижняя часть коричнево-бурая. Их диаметр около 2 см, а длина – до 10 см. На ножках, как и на шляпках, могут быть чешуйки. Опята часто срастаются у основания ножек.

Рыжики

К семейству сыроежковые относится ещё один вид грибов – рыжики. Вначале у них выпуклая шляпка, а затем она принимает воронкообразную форму с завёрнутыми (позже распрямляющимися) краями. В центре иногда есть небольшой бугорок. Поверхность гладкая и блестящая, имеет оранжевый цвет с более тёмными пятнами и кольцами. Диаметр шляпки может достигать 18 см.

У ножки такой же цвет, как и у шляпки, или немного светлее. Диаметр ножки – до 2 см, а высота может достигать 7 см. Она имеет цилиндрическую форму, полая, сужается к основанию.

На поверхности небольшие ямки. Пластинки у данного гриба тонкие, частые, раздвоенные. Они немного спускаются по ножке. Имеют оранжево-красный цвет, при надавливании становятся зелёными. У мякоти жёлто-оранжевый цвет, она плотная. У оранжевого и густого млечного сока фруктовый аромат. Он зеленеет на воздухе.

Знаете ли вы? Из рыжика настоящего и рыжика красного вывели антибиотик, который называется лактариовиолин. Он подавляет развитие многих бактерий и даже возбудителя туберкулёза.

Подосиновики

Подосиновик из семейства болетовые относится к осенним грибам. У него шляпка выпуклой формы, легко отделяется от ножки. Её диаметр может быть до 15 см.

Молодой гриб имеет полушаровидную шляпку, она прижата краем к ножке. Кожица бархатистая красного, оранжевого или коричневатого цвета. Плотная мякоть с возрастом превращается в мягкую.

В ножке мякоть волокнистая. На разрезе белого цвета, а внизу ножки синеватого. Запах и вкус не выражены.

У ножек подосиновика толщина достигает до 5 см, а высота – до 15 см. Они сплошные, в основном расширяются книзу. Гименофор белый и свободный, позже становится серым с оливковым или жёлтым оттенком. От прикосновения пористая поверхность темнеет.

Белые грибы

Белый гриб относится к роду боровик. У взрослого гриба шляпка выпуклая, диаметр может достигать до 30 см. Имеет гладкую поверхность или морщинистую, которая трескается в сухую погоду.

Кожица может быть от красновато-коричневого цвета до белого. Но с возрастом она темнеет и не отделяется от мякоти. Обычно окраска неравномерная, края светлые. Этот вид грибов относится к семейству шампиньоновые и имеет плотную округлую шляпку, диаметр которой может быть до 15 см. У неё белый цвет, иногда бывает буроватого, шляпка гладкая или с мелкими чешуйками. Гименофор свободный, вначале белого цвета, затем темнеет и становится коричневым. Мякоть белых оттенков. Вы также можете вырастить шампиньоны в домашних условиях. У шампиньонов ножки ровные, высотой около 9 см, а ширина у них 2 см. На её середине расположено широкое белое кольцо.

Знаете ли вы? Каждый гриб состоит из воды на 90%.

Млечники

Съедобные грибы млечники принадлежат семейству сыроежковые. Молодые млечники имеют слизистые и выпуклые шляпки, которые позже становятся вдавленными. Имеет цвет всех фиолетовых оттенков или буроватых. Гименофор спускается по ножке, частый. У молодых грибов белый цвет пластинок, позже они темнеют.

При повреждении становятся серо-зелёными. У мякоти белый цвет. Она вначале крепкая, позже рыхлая. Ножка цилиндрическая и ровная, с возрастом становится полая. Имеет длину около 10 см. Цвета такого же, как и шляпка.

Сыроежки

Эти грибы принадлежат семейству сыроежковые. У этого типа грибов шляпка полушаровидной формы или колокольчатой. Позже она становится плоской или воронковидной. Край может быть завёрнутый или прямой, с полосками. Кожица сухая, может быть матовой или блестящей. Гименофор приросший. Может быть свободным или спускаться по ножке. Мякоть у этих грибов хрупкая и губчатая, беловатая.

С возрастом может изменить окраску до бурого, серого, чёрного и красного цвета. У ножки цилиндрическая форма. Она ровная, но иногда может быть утолщённой или заострённой на конце.

Лисички

Данные грибы относятся к роду лисичковые. Диаметр шляпки достигает 12 см. В основном у неё волнистый и завёрнутый край. Шляпка плоская и вдавленная, а у взрослых грибов может быть воронковидная. Её поверхность гладкая. Кожицу трудно отделить от шляпки. Мякоть очень плотная, по краям жёлтая, а в центре беловатая. У неё кислый вкус, а по запаху напоминает засушенные фрукты. Если на мякоть надавить, то она может немного покраснеть.

У ножки длина около 7 см, а толщина – 3 см. Она сросшаяся вместе со шляпкой и имеет такой же цвет. Гименофор у лисичек складчатый и состоит из волнистых складок, которые сильно спускаются по ножке.

Теперь вы знаете, какие бывают виды съедобных грибов, их описание и увидели на фото. Благодаря этому легко будет выбрать правильный вкусный гриб, не ошибившись.

В царстве грибов. Грибы съедобные и несъедобные

Цели: дать представление о грибах как отдельном царстве природы; познакомить учащихся со строением грибов; учить различать съедобные и несъедобные грибы; расширить и систематизировать знания о грибах; формировать умения строить доказательства.; развивать внимание, память, мыслительные операции (анализ, синтез); воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира, осознание ценности всех живых существ в природе.

Читать ещё  Гриб рыжик: описание, места произрастания, виды, рецепты приготовления

I. Организация начала урока.

Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Ваши ушки на макушки,
Глазки широко открыты,
Слушайте, запоминайте,
Ни минутки не теряйте!

— Сегодня мы с вами окунемся в удивительный мир природы, проверим свои знания и узнаем новые сведения о природе.

II. Актуализация знаний.

— Отгадайте загадку, и скажите о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.

— Назовите тему сегодняшнего урока. (Грибы)

Поможет нам в изучении темы зеленый друг:

Весной веселит, летом холодит,
Осенью умирает, весной оживает. (Лес)

Что называют словом лес?

(Большую местность, занятую деревьями, кустарниками, травами, мхами, грибами.)

Какие виды лесов вы знаете? (Лиственный, хвойный, смешанный) Какие леса преобладают в нашем Краснодарском крае?

Чтобы зайти в лес, поздороваемся с ним.

(Чтение учеником под звуки природы стихотворения С. Погореловского).

Здравствуй, лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!
Лес пускает нас к себе в гости.
Кого мы можем встретить в лесу?
Что можем там найти?

— Для настоящего грибника поход за грибами — радостная встреча с лесом, приобщение к его красоте, к его тайнам. Знают грибники и поговорки, чтобы лучше показались грибы.

«Много мошек-готовь лукошек».

«Первый туман лета- грибная примета».

«Кто раньше встает, тот и грибы себе берет.»

«Не ходи в лес с ведром — не губи лесное добро,
Клади их в плетеное лукошко — пускай подышат немножко.»

«На зорьке росистой — гриб крепкий, душистый.
А в знойный день — как гнилой пень.»

III. Повторение изученного.

-К какому царству относятся грибы?

Ученые долго не могли решить, что такое грибы? Растения? Но ведь грибы совершенно не похожи на них. Главное — они не зеленые. Животные? Но на животных они тем более не похожи. Долгое время люди думали, что грибы появляются от росы, от гниения веществ, от ударов молнии и даже : по прихоти какой-нибудь нечистой силы. Наконец, грибы были все- таки отнесены к растениям. Но постепенно выяснилось, что в теле грибов немало таких веществ, которых нет в ни каких растениях, но зато есть в теле некоторых животных. И в 19 веке грибы выделились в особое царство — царство грибов.

— Совершенно верно. Грибы — это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.

IV. Работа по теме урока.

В нашем крае грибы в основном растут летом и осенью. Их можно встретить в лесу и в поле.

1. Строение гриба.

Давайте рассмотрим строение гриба.

— Большинство грибов состоят из шляпки и ножки. Все грибы которые вы сегодня назвали называются шляпочными. Шляпку и ножку, что находится на поверхности земли, называют плодовое тело.

В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают в землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке же к шляпке передвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы

Снизу у шляпки одних грибов слой трубочек. Это трубчатые грибы. К ним относятся подберезовик, подосиновик, боровик. У других- слой пластинок. Это пластинчатые грибы. К ним относят: грузди, сыроежки, шампиньоны.

— Из чего состоит подземная часть? На что она похожа? (Состоит из нитей. Похожа на паутину.)

— Какое название ей бы дали?

— Грибница. Она всасывает из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями.

— Давайте повторим, из каких частей состоит гриб.

— Изучая грибницы разных грибов, люди заметили, что очень часто эти тонкие белые нити, самым тесным образом сплетаются с корнями растущих деревьев. Растет береза, а корни ее сплетены грибницей подберезовика. Грибы получают питание от деревьев или гниющих остатков этих растений — гнилушек, пней. Деревья, в свою очередь, получают пользу от грибницы.

Она снабжает дерево дополнительной влагой и минеральными веществами. Грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя. Какой вывод можно сделать? (Деревья и грибы находятся в тесной связи.)

Мы по лесу шли, шли (дети маршируют)
Белый гриб нашли (разводят руками)
Раз — грибок, два — грибок (наклоны)
Вот и полный кузовок (показывают руками)

2. Где растут грибы?

А теперь узнаем, где растут какие грибы?(Слайд)

3. Знакомство со съедобными и несъедобными грибами.

А теперь игра на лучшего грибника

Как понимаете народную поговорку: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут»?

— Отгадайте загадки о грибах, узнайте их на слайде и определите съедобный гриб или нет?

Гриб я не белый, немного проще. Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберезовик)

Нет грибов дружней, чем эти — знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (Опята)

Стоит на полянке
В красном платье Татьянка
Вся в белых крапинках. (Мухомор)

Очень дружные сестрички, золотистые: (Лисички)

Под осинками на кочке гриб в малиновом платочке (Подосиновик)

Люблю я в разных шапках быть. В зеленоватой, красной, сероватой:
Собирай меня, не мешкай. Я ведь: (Сыроежка)

Я стою на гладкой толстой ножке. Под коричневой шляпкой, с нежной бархатной прокладкой. (Белый)

Самый ядовитый гриб. Один из главных признаков- чехольчик на нижней части ножки. Цвет белый, зеленоватый, желтый. (Бледная поганка)

Под сосенкой у ребят шляпки блестят. (Масленок)

Название гриба говорит о его цвете. (Рыжик)

4. Это интересно!

Очень редко в дубовых, грабово-дубовых лесах попадается цезарский гриб. Он, как и гриб-каштановик, гриб-синяк, гриб-баран занесен в Красную книгу Краснодарского края.

5. Правила сбора грибов

Помните правила сбора грибов:

  1. Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться)
  2. Не знаешь гриб — не бери его! (Можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб)
  3. Не собирай грибы у дорог и предприятий! (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества как губка)
  4. Не собирай старые, перезрелые грибы! (В нем скопились продукты разложения)
  5. Не собирай грибы с клубневидным утолщением, окруженной оболочкой.
  6. Срезай гриб ножиком, чтобы не повредить грибницу.
  7. Ядовитые грибы-опасны для человека. Но они полезны для животных. Например, лоси лечатся мухоморами.
  8. При всяком грибном отравлении нужно срочно вызвать врача. До прибытия врача больного следует уложить в постель. Нужно давать пить соленую воду. Рекомендуется давать холодный чай, мед, молоко.

V. Закрепление изученного.

Проверим, как хорошо вы запомнили грибы, произрастающие в нашем крае. Вам даны карточки, в которых вы должны соотнести описание гриба с рисунком. (Презентация.)

— Посмотрите, как, оказывается, много можно узнать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах.

Съедобные и ядовитые пластинчатые грибы

Каждый опытный грибник знает, что существует две больших группы грибов, разделенных по внешним признакам. Пластинчатые грибы представлены обширным количеством видов. Они занимают второе место по вкусовым качествам, но при этом очень популярны среди любителей «лесного мяса».

Съедобные и ядовитые пластинчатые грибы

Особенности пластинчатых грибов

В отличие от губчатых, шапки пластинчатых грибов обладают спороносным гименофором в виде радиальных пластинок, которые расходятся от ножки к краям. Форма верхней части плодового тела может быть разной, в зависимости от вида. Иногда шапки похожи на вогнутые конусы, изменяются в течение взросления гриба или плотно прилегают к ножке. Некоторые экземпляры имеют тонкую пленку, соединяющую верхнюю и нижнюю часть, которая со временем рвется и образовывает специфический поясок.

Плодовое тело этих представителей хрупкое, легко ломается. Ножка может быть полой или плотной, но намного тоньше, чем у губчатых сородичей. При разрезе из плодового тела часто выделяется млечный сок, при отсутствии его сорта называют сухарями – они высыхают на солнце, а не гниют.

цветовая гамма представлена широко: к ней относятся светлые, сиреневые, коричневые, желтые и красные тона.

Многие вкусные пластинчатые грибы имеют ядовитых двойников, отличающихся только оттенком окраса или запахом. Чаще пригодные для еды виды обладают приятным лесным ароматом.

Все пластинчатые виды встречаются в лесистых местностях, в полях, парках и садах, где преобладает песчаная и супесчаная почва с высоким уровнем влажности и наличием мертвой древесины и лиственного компоста. Часть из них относят к паразитами из-за их способности разрушать живую древесину. Их сбор начинается в марте, а заканчивается поздней осенью. Несколько видов выращивают в производственных и домашних условиях.

Съедобные виды грибов

Они обладают нестойкой консистенцией и часто разваливаются в процессе длительного влияния высоких температур.

Читать ещё  Какие грибы растут в башкирии: фото с названиями

Вкусовые качества съедобных пластинчатых грибов высоко оцениваются грибниками, хотя губчатые экземпляры считаются более деликатесными. Их используют для маринования, жарки, сушки, но редко – для варения.

Грибы ценятся за вкусовые качества

Вкусные плодовые тела отличаются своими внешними признаками и местом произрастания. Данные по ним внесены в таблицу.

Название съедобного гриба Внешнее описание плодового тела пластинчатого гриба Описание и характеристика мякоти Места произрастания
Лисички обыкновенные Вогнутая шапка с неровными краями, срастается с ножкой. Весь гриб оранжево-желтого цвета. Желтый цвет у плотной мякоти с кисловатым вкусом, преобладает запах сушеных грибов. Лиственные и хвойные, смешанные леса.
Рыжики Легко вогнутая шапка с загнутыми внутрь краями, плотно срастается с ножкой. Окрас варьируется от серо-оранжевого до буро-оранжевого, на верхней части есть кольца. Приятный оранжевый цвет в разрезе, но быстро зеленеет при смятии. Обладает едва заметным фруктовым ароматом и послевкусием. Хвойные сосновые леса, приграничье со смешанными борами.
Опенки летние, осенние Выпуклая шляпочная часть на толстой ножке, которая во взрослом возрасте становится более плоской. В наличии поясок. Верхняя часть имеет вариации цвета от беловато-кремового с чешуйками до коричневого. Ножка светлая, также чешуйчатая, темнеющая ближе к земле. Мягкая, светло-бурая, обладает сильным приятным лесным ароматом и вкусом. Не разваривается при готовке. Лиственные боры, пни и гнилое дерево, сады с полутенью.
Сыроежки Шаровидная, полушаровидная, воронкоподобная, горизонтальная шапка на толстой ножке. цвет нижней части гриба белый, верхний слой шляпки коричневый, красноватый, бурый. Белая и хрустящая, очень хрупкая. Имеет приятный лесной запах, нежный вкус. Лиственные, хвойно-лиственные леса, молодые посадки, приболотная зона.
Шампиньон Шарообразные и полушаровидные шапки светлых и темно-коричневых оттенков, толстые ножки такого же светлого цвета, опоясанные. Пластинки светлые, в зрелом возрасте темнеют до бурого. Мякоть плотная, белая, темнеет при термообработке. Имеет приятный мучнистый запах и вкус. Употребляется даже в сыром виде. Смешанные боры, молодые лиственные посадки, поля и луга, сады.
Розовая волнушка Слегка вогнутая шляпка с углублением по центру, имеет розовый или желтый цвет, концентрические круги по всей верхней части, легкую опушку кожицы. Ножка плотная и крепкая, розового оттенка. Белая и плотная, характеризуется специфическим островатым вкусом. Березы, дубы, ольха, сосна, молодые ели, встречается на болотистой местности.
Груздь белый Шляпка гриба имеет светлый желтый или кремовый оттенок, характеризуется вогнутой формой с загнутыми краями. Ножка толстая, полая, выделяет сок. Желтоватая мякоть с сильным фруктовым вкусом и запахом. Березовые рощи, дубовые боры, смешанные леса, хвойные молодняки. Предпочитает солнечные места.

Несъедобные и ядовитые пластинчатые грибы

Бледная поганка может убить человека

Непригодные к гастрономическому использованию грибы пластинчатой группы насчитывают больше 30 видов.

Многие пластинчатые имеют небольшой размер, отличаются особенностями строения в виде маленьких шляпок и тонких длинных ножек, питаются гниющими остатками растительного и животного мира. Другие же имеют специфическую внешность, которая не позволяет их спутать со съедобными грибами.

Примеры ядовитых и нежелательных к использованию в кулинарии грибов:

  1. Бледную поганку, способную привести к смерти человека через 7-8 часов после съедения. Высота взрослого плодового тела – до 15 см, диаметр шапки 5-12 см. Верхняя часть блестящая, зеленовато-белая или желтовато-оливковая, с белыми пластинками. Ножка светлая, с остатками пленки в виде рваного пояска и с пленочным мешком у земной поверхности. Старые экземпляры выдают неприятный гнилостный запах.
  2. Мухомор красный, знаменитый своим ярко-алым окрасом шапки с белыми чешуйками в виде хлопьев. Форма верхней части сначала полукруглая, далее разворачивается в плоскую. Ножка белая, толстая, высокая, с крупным пояском и остатком мешка у корневой части. Молодые экземпляры приятно пахнут. Растет красный Мухомор на солнечных местах в смешанных и хвойных лесах.
  3. Волоконницу волокнистую можно встретить в лиственных и хвойных лесах, по ядовитости она мало уступает бледной поганке. Ее шапка имеет форму колокольчика, с возрастом немного распрямляется и трескается. цвет верхней части варьируется от соломенно-желтого до оливково-бурого, ножки – от бурого до коричневого с мучнистым налетом.
  4. Ложные опята отличаются от своих съедобных сородичей цветовой гаммой. Их выпуклая шапка обладает серо-желтым оттенком с переходом в красный в центре. Цилиндрическая ножка избавлена от пояска, тоже желтоватая с переходом в красновато-серые цвета. Мякоть ложных опять серо-желтая, горькая на вкус, имеет неприятный запах.
  5. Галерину окаймленную еще называют ложным шампиньоном. Ее хрупкое плодовое тело просвечивается на солнце, имеет буро-желтоватый или светло-коричневый цвет. Шапка выпуклая, у взрослых экземпляров выпрямляется, но в центре остается бугорок. По внешнему контуру хорошо виден светлый ободок, загнутый против роста пластин. Ножка тонкая, высокая, охряно-коричневая, с мучнистым напылением.
  6. Энтолому весеннюю можно найти в лиственных лесах и парках, также в садах. Форма шляпки колокольчатая или конусно-распростертая, коричнево-серого цвета, липкая и гладкая. Ножка средней высоты, ровная, серая или светло-бурая. Мякоть плотная, обладает запахом сырости, на вкус отдает горечью.

Конспект занятия в младшей группе «Знакомство с грибами»

Лёля Алексеевна Богомазова
Конспект занятия в младшей группе «Знакомство с грибами»

Формировать у детей представление о природном мире.

Формировать представление о безопасном поведение в лесу.

Познакомить с видами грибов (съедобных и несъедобных).

Воспитывать бережное отношение к лесу.

Воспитывать бережное отношение к животным и птицам.

Обогащать словарный запас «мухомор», «подосиновик», «съедобный» «несъедобный».

Закрепление диких и домашних животных.

Воспитатель встречает детей в осеннем лесу.

Здравствуйте ребята! Посмотрите, где мы с вами оказались?

(ответ детей) В лесу!

Деревья листья поснимали,

Стал золотым ковер в лесу,

И птички в миг поумалкали,

И небо хмурится к дождю

О каком времяни года я говорю?

(ответ детей) Об осени.

Как вы дагадались,что сейчас осень?

Кто живет в лесу?

(ответы детей) Лиса, белка, волк.

Одним словом это Дикие животные и птицы.

Но у нас в лесу тишина, неслышно пение птиц не видать животных. Я недавно читала «Лесную» газету там писали о том, что злой волшебник выгнал всех из лесу, ему не нравилось пение птиц

Давайте поможем вернуться им в лес к себе домой.

Д/И «Кто живет в лесу» (На столах картинки с изображением диких и домашних животных. Дети должны взять ту картинку,которая относится к лесу и поставить около деревьев).

Молодцы ребята! На столах у вас еще остались картинки почему вы их не отправили в лес?

(Ответ детей) Остались только домашние животные они должны жить с человеком. В лесу они пропадут.

Ой ребята слышите кто-то плачет?

Давайте посмотрим кто же там?

Что случилось ёжик?

Ребята ёжик мне рассказал что сегодня он увидел большой гриб и съел его после этого у него очень сильно разболелся живот.

Ёжик может ты съел очень плохой гриб? Несъедобный?

Ребята давайте покажем и расскажем об съедобных и несъедобных грибах?

Ядовитые грибы –это какие?

Съедобные грибы? Какие они бывают?

Посмотрите вот на этот гриб. Называется он МУХОМОР. Повторим все вместе МУ-ХО-МОР. Он очень ядовитый несъедобный грию. Посмотрите какого цвета у него шляпка?

(ответ детей) Красная с белыми пятнами.

Ножка у него белого цвета он очень красив нем и опасен, его нельзя трогать руками.

А вот съедобный гриб «ПОДОСИНОВИК» Название у него народное, кому гриб попадался он всегда оказывался под сосной. Маскировался Шляпка у него красного цвета с темной ножкой. Посмотрите на картинку Сосна осень одевает новый осенний наряд красного цвета, когда листья опадают, то грибок совсем не заметем.

Ёжик ты теперь узнал какие грибы можно есть?

Сейчас мы тебе дадим микстурки и станет намного легче.

А сейчас мы возьмемся за руки и прогуляемся по осеннему лесу,

Мы, листики осенние, на веточках сидели.

Дунул ветер — полетели.

Полетели, полетели и на землю сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял,

Повертел их, покрутил и на землю опустил.

Посмотрите ребята, в лесу есть необычное дерево?

Почему дерево необычное, что с ним не так?

(ответы детей) У дерева белые листья.

Правильно у дерева необычные белые листья

А какие листья осенью на деревьях должныбыть7

(ответы детей) Желтые, красные, оранжевые, зеленые.

Мне кажется, что тётушка Осень не заметила деревце и не смогла разукрасить ему листья.

Давайте мы дереву поможем?

Мы возьмем листок с дерева разукрасим тем цветом кой вам нравится и повесим лист на ветку.

Какие все молодцы и дерево у нас по сказочному красивое!

Прогулялись мы по лесу, научили ёжика собирать только съедобные грибы, помогли необычному дереву и теперь оно стало сказочным. Теперь пора возвращаться в детский сад. Друг за другом становитесь крепко за руки беритесь… Ой ребята посмотрите Маша и Саша нашли грибы

Какие грибы нашли ребята?

Можно ли трогать их руками?

Можно приносить грибы в детский сад?

Где сейчас вы были?

Читать ещё  Польский гриб: характеристика, места произрастания, рецепты приготовления

«Ребёнок и природа». Перспективный план работы по ОБЖ в подготовительной группе Интеграция образовательных областей: Коммуникация. Социализация. Познание. Чтение художественной литературы. Безопасность. Здоровье. НОД.

Познавательный проект в средней группе «Грибочки в лесочке» Актуальность проекта:В сентябре в лесах настала грибная пора. Поскольку территория нашего детского сада находится вблизи естественной лесополосы,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ: ГРИБЫ
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Конспект занятия по окружающему миру : знакомство детей с разнообразием грибов, выделяя группы съедобных и несъедобных грибов.

Скачать:

Вложение Размер
tsarstvo_rasteniy_griby.docx 28.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

Царство растений: грибы

• Познакомить детей с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных грибов

  • Рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов: они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых животных, служат домом для некоторых насекомых
  • Рассказать о строении грибов, объяснить, как правильно собирать грибы
  • Воспитывать бережное отношение к природе
  • Формировать умение грамотно излагать свое мнение

• Формировать понимание целесообразности и взаимосвязи всего в природе

  • Развивать словарь детей, обогащая его названиями различных грибов: боровик, подберезовик, подосиновик, сморчок, сыроежка, рыжик, груздь, опенок — опята, масленок — маслята
  • Обучать детей разным приемам словообразования на примерах названий грибов
  • Учить понимать образный смысл загадок, придумывать загадки о грибах
  • Развивать навыки связной речи, учить пересказывать литературный текст

Материалы для занятия

• Наборы демонстрационных картинок «Съедобные и несъедобные грибы»

  • Муляжи грибов
  • Демонстрационная картина с изображением хвойного леса, осиновой рощи, березовой рощи
  • Сухие листья
  • Пень

Дети становятся в круг. Воспитатель знакомит с гостем – Мишкой – Топтыжкой и проводит речевую зарядку.

— Здравствуйте, девочки! (Здравствуйте)

— Здравствуйте, мальчики! (Здравствуйте)

Солнышко, здравствуй! (руки поднимаем вверх)

Здравствуй! Здравствуй! (машем руками над головой)

Хорошо под солнышком мы растём (руки вверх, тянемся на носочках)

Здоровей становимся с каждым днём! (руки к плечам, в стороны, вниз)

— Ребята, я хочу вас пригласить в царство, но вы должны отгадать загадку, и тогда вы поймете, как оно называется.

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке. (Гриб)

Итак, в лесу растут грибы. Царство грибов – это особое царство в мире природы: они не похожи ни на деревья с кустарниками. Ни на травянистые растения. Вместо корней у грибов грибница, которая находится под землей и похожа на тонкие, белые волокна. Грибница развивается в земле не один год. Если срезать гриб аккуратно, не повреждая грибницу, то на этом месте на следующий год вырастет еще один грибок. Если же грибы не срезать ножом, а вырывать их из земли вместе с грибницей, то на этом месте грибы появятся не скоро. Теплые летние дожди называют грибными, после них в лесу появляется много грибов. Одни грибы можно употреблять в пищу: их варят, жарят, солят, маринуют – эти грибы называются съедобными. Другие нельзя употреблять в пищу – их называют несъедобными, ядовитыми. Для того что бы легче было искать грибы необходимо знать, где какие грибы любят расти. Некоторые грибы сами рассказывают о том, где их можно найти.

Подберезовик – под березой, подосиновик – под осиной. Опята растут на пне.

Название гриба нередко рассказывает как он выглядит: рыжеватый гриб — рыжик, гриб с черной шляпкой – чернушкой. Гриб с волнистой шляпкой – волнушка. В каждом названии есть какая — то тайна.

Нужно помнить: чтобы грибы всегда росли в лесу, собирать их следует очень осторожно. Лучше всего ножку гриба аккуратно подрезать ножиком, что бы не повредить грибницу. А не знакомые – лучше не брать.

А сейчас проведем самомассаж.

«Что делать после дождичка» (дети выполняют движения соответственно тексту).

На крылечке ножками потопали.

Ручкам по щечкам похлопали.

Ладошками глаза закрыли.

И пальчики раздвинули, раскрыли.

Через пальчики посмотрели.

Пальчики в кулак сжимаем.

Пошел топтыжка босиком по дорожке.

А мы за ним идем, поднимая ножки.

А сейчас пойдем искать грибы, и возьмем с собой Топтыжку.

Воспитатель подводит детей к первому столу.

— Посмотрите, мы в сосновом бору, а вот и первый гриб боровик. Боровиками называют белые грибы, которые растут в светлых сосновых лесах, борах. Растут белые грибы на виду, не от кого не прячутся, ведь они самые главные грибы в лесу. Растут они семьями, если нашли гриб, ищите еще.

Воспитатель подводит детей ко второму столу.

— Посмотрите мы подошли к осиновой роще. Здесь растут грибы подосиновики. (Воспитатель показывает, дети ищут другие)

Вон там растут березки, как вы думаете, какие грибы могут расти под березами? Ответы детей – подберезовики.

Посмотрите, какие стройные, изящные под стать белоствольным березкам.

— А что это за дружная семейка в траве?

Желтые сестрички — их зовут лисички.

Желтый гриб – лисичка. Такой веселый. Такой аккуратный. Будто крошечный лисенок.

Идем дальше по дорожке.

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек.

В шляпках разноцветных,

Издали заметных,
Собирай, не мешкай –

— Посмотрите: шляпки сыроежек могут быть разной окраски. Растут они в самых разных местах.

— Ой, а что это за чудо-пень?

Он весь усыпан грибами. Это опята и растут они большими семьями, если вам повезет, то вы стразу можете набрать целую корзину.

Интересно, а какие грибы мы еще встретим здесь?

В сосновых и еловых лесах растут маслята. В дождливую погоду шляпка становится скользкой, маслянистой, поэтому гриб называется масленок.

Вы ели грибы дома?

Какие блюда вам готовила мама?

Как на зиму заготавливают ваши бабушки грибы? (Маринуют, солят, сушат)

— Много грибов мы нашли. А давайте заглянем в корзину Топтыжки.

Воспитатель вызывает двоих детей. Дети раскладывают карточки с изображением грибов по названиям (подберезовики, лисички, подосиновики)

Много интересного мы узнали о съедобных грибах.

Посмотрите, какой красивый гриб растет: красный с белыми пятнами.

— Что это за гриб? ( Мухомор)

Когда этот гриб состарится, то его края выгнутся наверх, он станет похож на блюдечко на ножке. Пойдет дождь, в блюдечке окажется вода, но это будет уже не простая вода, а отравленная – яд. Напьется муха и погибнет, поэтому и зовется мухомором.

— Мы очень устали и давайте сядем на полянку. Я и мишка загадаем вам несколько загадок, а вы попробуете их отгадать.

Собирает старый пень:

Подрастают каждый день!

По траве войска идут, грибники их тут найдут.

Лишь наклонишься немножко,

Поглядишь – полно лукошко! (Опята)

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть, нет головы. (Гриб)

Он в лесу стоял,

Никто его не брал.

В красной шапке модной

Никуда не годный. (Мухомор)

Нет грибов дружней чем эти –

Знают взрослые и дети, –

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

Эти дружные ребята называются …(опята)

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички

И изящна, и стройна,

Белокожа и модна,

Но ужасно ядовита.

Никогда её не рви ты. (Бледная поганка)

— А я еще и частушки знаю про грибы!

— Давайте послушаем частушки.

В травяных низинах,

Белый шелковый мундир.

Посмотрев, опенок ахнул:

Грибы, ребята, удивительные организмы. Но кроме тех грибов, о которых я вам рассказала, есть еще и другие. Я думаю, вы хорошо знаете дрожжи. Ваши мамы добавляют дрожжи в тесто для блинов и пирогов. Так вот, дрожжи, особый вид грибов. А еще есть плесневые грибы, которые дают нам очень ценные лекарства – антибиотики. А еще есть совершенно особые грибы, которые растут на деревьях – трутовики.

Но об этом мы поговорим на следующем занятии. Вот как много интересного мы сегодня узнали о представителях грибного царства – о грибах.

  1. Как называются грибы, которые растут под березой? (подберезовик) Под осиной? (подосиновик)
  2. Как называются грибы с рыжими шляпками? (рыжики, лисички)
  3. Как называются грибы, которые растут дружной семейкой? (опята)
  4. Как называются грибы с масляными шляпками? (маслята)
  5. Название каких грибов похоже на название лесного зверя (лисички)
  6. Какие ядовитые грибы вы знаете? Как объясните их название? (мухомор – морят мух, поганка – поганые, нехорошие грибы)

Воспитатель поощряет детей за правильные ответы.

— Ребята! А вы обратили внимание, в каком необычном наряде я к вам пришла? (Ответы детей — наряд осени) Как вы думаете, почему я надела этот наряд? (Ответы детей – большинство грибов растут осенью, и сейчас время года осень.)

Вот и закончилось наше путешествие в Царство грибов. А теперь мы отправляемся в мастерскую художника и нарисуем то, что нам больше всего понравилось в Царстве грибов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector